Опыты юного натуралиста

Теперь у вас есть общее представ­ление о полевых опытах. Конечно, научные полевые опыты на больших делянках, с применением трактора и сельскохозяйственных машин, не по силам юному опытнику. Для него существуют упрощенные, облегчен­ные, доступные ему опыты, которые можно назвать учебными полевыми. Это — первый верный шаг, первая надежная ступенька на долгом пути к овладению методами науки. «Спер­ва аз да буки, а там и науки»,- говорит старинная мудрая пословица русского народа.

На сайте читателям предлагаются опыты с некоторыми полевыми и овощными культурами, объединенные общей проблемой по­вышения урожайности. Главная, ведущая проблема уче­ного-исследователя остается такой же и для юного опытника. Каждая тема опыта сформулиро­вана как подлежащий выяснению во­прос, и обращен он к растению. «За­дадим вопрос самому растению»,- любил говорить К. А. Тимирязев, когда надо было узнать что-то о жиз­ни исследуемого им предмета.

Растение безгласно, немо, но ис­следователь ставит его в такие усло­вия, в которых оно дает ответ разны­ми проявлениями жизни — более крупными всходами, интенсивным ростом, энергичным ветвлением или кущением, формированием более крупных клубней, луковиц, корне­плодов, обильным цветением, уско­ренным или замедленным созрева­нием и, в конце концов, повышенным или пониженным урожаем.

Вы пытливо всматриваетесь и под­мечаете все, что проявляется в про­цессе развития растений от посева до уборки, от появления всходов до соз­ревания. Как много неожиданно ин­тересного и даже удивительного мож­но увидеть у таких, казалось бы, «обыкновенных» растений.

.
Опубликовал 18 марта 2013.
Размещено в Статьи для садоводов.